«Только музыка вела его по жизни за собой…»
Салават Ахмадеевич Низаметдинов родился 3 марта 1957 года в поселке Миндяк Учалинского района Башкирской АССР. Отец его работал шахтером. В семье было 8 детей. Музыкальное образование в роду никто не имел. Композитор вспоминал: «Наш шахтерских поселок словно вырастал из леса и врастал в него. Природа в этих местах несказанной красоты. Даже если ее не видишь, то ощущаешь, что она рядом, действует на тебя благотворно. Подпитка от земли, с которой я соприкасался с самого детства, дала мне силы — через соки листьев, деревьев, через снег и дождь…». В семье очень любили петь. Дома часто звучали народные песни и городские романсы. Маленький Салават с удовольствием исполнял весь репертуар старшего поколения. Звуки музыки попадали в дом Низаметдиновых через радиоприемники. Сосед Низаметдиновых играл на баяне и пел песни, поэтому с детства звуки баяна пленили будущего композитора.
Незрячий от рождения, мальчик в восемь лет был отправлен учиться в школу-интернат №28 – единственную в Башкирии школу для слепых и слабовидящих детей. Учителем пения в школе-интернате работал Иван Александрович Пиняев – единственный преподаватель, который знал нотную грамоту по рельефно-точечной системе Л. Брайля и по собственной инициативе (ведь обучение нотной грамоте не входит в школьную программу) стал обучать детей. Иван Александрович был также руководителем хора, духового и народного оркестров в школе. Салават с удовольствием пел в хоре, обучался игре на трубе и уже в начальных классах играл в школьном оркестре. В годы учёбы он осваивал и другие инструменты: домру, кларнет, баян.
В 1968 году при школе-интернате № 28 открылся филиал Детской музыкальной школы № 1 им. Н. Сабитова. В год основания музыкальных классов в музыкальную школу было принято всего несколько человек. Среди них оказался и Салават Ахмадеевич Низаметдинов. Его преподавателем по классу баяна стал Дамир Мингазович Тагиров, композицию преподавал Николай Яковлевич Инякин – незрячий композитор. Именно они открыли и развивали талант юного Салавата Низаметдинова, помогли поверить в свои силы. Будучи еще ребенком, он понял, что музыка – это его призвание, смысл жизни. К пятому классу Салават уже участвовал в республиканских конкурсах, где занимал призовые места как исполнитель на баяне.
Первыми сочинениями Салавата Низаметдинова стали многочисленные танцевальные пьесы — польки, вальсы. А первая его песня «Советскому пионеру» на стихи Якова Козловского завоевала третье место на Всесоюзном конкурсе среди незрячих в 1971 году. Это стало серьёзным испытанием для мальчика, ведь масштаб конкурса был очень велик. Он прошел по всем республикам огромной страны, участие принимали даже зрелые мастера. Полученная награда усилила стремление дальше учиться музыке.
По окончании школы Салават Низаметдинов поступил в училище искусств на теоретическое отделение. Здесь он серьезно взялся за сочинение музыки – написал три прелюдии и Поэму памяти Н.Я. Инякина для баяна, три романса на стихи П. Ронсара.
Поступив в Уфимский институт искусств, под влиянием преподавателя Евгения Николаевича Земцова, Салават Ахмадеевич с большим рвением углубился в литературу, философию, музыкальные дисциплины. В годы учёбы в институте (1977–1982) он активно участвовал в культурной жизни. Дипломной работой Салавата Низаметдинова стала вокальная симфония в пяти частях «Разговор с Салаватом» на башкирском языке (в 1988 году это произведение было отмечено в Москве Золотой медалью ВДНХ СССР).
В 1979 году Низаметдинов за романсы на стихи А. Блока получил третью премию на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге. В 1988 году на том же конкурсе за вокальный цикл «Черновик» на стихи Ники Турбиной был удостоен второй премии.
По окончании института искусств Салават Низаметдинов поступил в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки) к профессору Г.И. Литинскому, которому впоследствии посвятил Струнный квартет до-минор. В 1983 году Салават Низаметдинов был принят в Союз композиторов СССР.
Салават Ахмадеевич Низаметдинов – один из крупнейших представителей музыкального искусства республики.
В большей степени он известен именно как автор многочисленных вокальных сочинений. Среди них – две хоровые симфонии, оратория, романсы (в том числе ряд циклов), большое количество эстрадных песен. Низаметдинов обращался к разным поэтам, таким как М. Лермонтов и А. Блок, С. Есенин и юная Ника Турбина. Привлекли композитора и средневековые ваганты, и Микеланджело Буонаротти, и Омар Хайям. Башкирские авторы также неоднократно вдохновляли Салавата Ахмадеевича на создание новых произведений – М. Карим, Ш. Анак, А. Атнабаев, Р. Гарипов. Вот что сказал Мустай Карим после постановки первой оперы «Черные воды» по сюжету поэмы великого башкирского писателя и поэта: «У Салавата большое будущее. Во-первых, у него очень крепкие народные истоки творчества. Эти истоки его согревают и питают. Во-вторых, он очень образованные человек, он широко образован в мировой музыкальной культуре и конечно, плюс талант его».
Композитор очень любил общаться со своим слушателем напрямую. Салават Ахмадеевич проводил творческие вечера, на которых рассказывал о своих планах, взглядах на состояние музыкальной культуры. Композитор вёл живой диалог, отвечая на самые разные вопросы из зала. По многочисленным просьбам слушателей он, под собственный аккомпанемент, исполнял как эстрадные песни, так и арии из своих опер.
Композитор упорно продвигался все к новым и новым высотам. Музыка и слово всегда шли рука об руку в сочинениях Низаметдинова. Его произведения заставляют размышлять, обсуждать, спорить. Избираемые темы затрагивают либо глобальные проблемы, касающиеся целого мира, либо сокровенные, проникающие в тонкую сферу чувств. Они обращены как к широкой публике, так и к узкому кругу профессионально подготовленных людей. Салават Низаметдинов постоянно испытывал интерес к музыкальному театру. Об этом свидетельствуют 8 опер – «Чёрные воды», «В ночь лунного затмения», «Memento», «Звезда любви», «Наки», «Как я люблю тебя», мюзикл «Половинки» и сценическая кантата «Геометрия жизни». Оперное творчество башкирских композиторов – значительная область профессиональной музыкальной культуры Республики Башкортостан. С.А. Низаметдинов стал наиболее крупным и ярким его представителем. В руках композитора опера стала мощным «рупором» авторских идей, доносящим его творческие замыслы до самого широкого круга слушателей.
Салавату Ахмадеевичу приходилось тратить в два раза больше времени на запись своих сочинений – ведь все, что он писал, нужно было диктовать секретарю, чтобы тот перенес на ноты. С утра до вечера композитор проводил время в студии, работая над своими произведениями. Также он занимался со студентами, преподавая композицию.
Несмотря на свою занятость, Салават Ахмадеевич еще со студенческих лет работал преподавателем по теоретическим дисциплинам в музыкальных классах ДМШ №1 им. Н. Сабитова при школе-интернате № 28. С одаренными детьми он занимался композицией. Низаметдинов видел свою задачу в том, чтобы выявить талантливых детей и вдохновить их на творчество. Салават Ахмадеевич верил, что кто-нибудь из учеников, также как он, в музыке обретет смысл своего существования и пойдет по его стопам.
Салават Низаметдинов является лауреатом государственной премии им. С. Юлаева и премии им. Г. Саляма; лауреатом Международного конкурса незрячих композиторов в Праге; в 2003 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»; в 2006 году стал лауреатом Первой степени в номинации «Композиция» Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. С 2005 по 2009 год был председателем Союза композиторов республики Башкортостан; лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д. Шостаковича.
Салават Ахмадеевич Низаметдинов является одним из крупнейших композиторов республики Башкортостан. Его музыка звучит на разных площадках республики, а все оперные сочинения С.А. Низаметдинова были поставлены на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета и до сих пор входят в его репертуар. Музыку С. Низаметдинова знают не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
Большие нагрузки, постоянное напряжение привели к непоправимому – 27 июля 2013 года Салавата Ахмадеевича не стало. Он еще был полон новых замыслов, новых идей, творческих планов. Но сердце не выдержало невероятной нагрузки – он едва успел закончить свою последнюю оперу «Как я люблю тебя». Рано уходят действительно гениальные люди… Видимо, на небесах они нужнее, чем здесь… Пусть Бог не дал ему зрения, но одарил величайшим даром музыканта и композитора, уникальным абсолютным слухом и удивительной работоспособностью. Все было в его жизни — белые и черные полосы. Но он всегда находил время для творчества. Только Музыка вела его по жизни за собой!..
Преподаватель ДМШ № 1 им. Н. Сабитова Светлана Мусина