18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест, установленный в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательностей, созданной при ЮНЕСКО. Поэтому сегодняшний пост будет посвящён историческому зданию школы – Дому Штехеров.
Дом Штехеров располагается на улице Ленина (старое название улицы – Центральная). Ближайшим ориентиром является гостиница «Агидель». Дом построен в XIX веке Гилярием Штехером, предварительно выкупившим у своего брата Генриха его половину усадебного участка.
Изначально участком совместно владели братья Гилярий и Генрих Штехеры. После собственной женитьбы Гилярий убедил брата продать ему свою долю владения (поэтому иногда используется название “дом Штехера”, логически являющееся более правильным). Став единственным владельцем, он построил для своей новой семьи большой каменный особняк, внушительные размеры которого оказались вполне уместными, поскольку в общей сложности у Гилярия родилось пятеро детей. Двухэтажный дом Штехера построен из красного кирпича, с красивыми арочными окнами по всему фасаду.
Детские комнаты находились на втором этаже. Там же располагался личный кабинет хозяина особняка и гостиная. Первый этаж был отведен под спальню, столовую, служебные помещения и комнаты, в которых проживала прислуга. Здесь же был обустроен небольшой цех по производству фруктовых и минеральных вод. Дело в том, что прямо на участке находился минеральный источник, считавшийся лечебным. Гилярий Штехер работал во многих сферах. Помимо завода по разливу лечебных вод у него была аптечная сеть, фабрика по производству фанеры и собственный кинотеатр «Фурор».
В 1893 году при спасении утопающих во время наводнения Гилярий Михайлович получил травму головы, у него развилась опухоль, и он умер. После него остались вдова и пятеро детей.
Для управления аптеками и прочими предприятиями из Варшавы был приглашён провизор Иван Владимирович Суйковский (Ян Антон роля Суйковский). Он очень гордился приставкой «роля» к его фамилии. Наличие этой приставки указывало на то, что он прямой потомок короля Сигизмунда (из дома Ягеллонов).
В усадьбе были конюшни. У каждого из пяти детей имелась своя верховая лошадь, а также грузовые кони. После 1918 года конюшни отобрали и расширили кинотеатр, назвав его «Октябрь». По воспоминаниям одного из сыновей Штехера: «Когда мы семейно ходили в кино и билеты были у определённой стенки, то папа восклицал: «А я сижу в стойле моего любимого Орлика!». У вдовы Штехера Александры Эдуардовны, кроме Уфы, аптеки были ещё в Москве, Сызрани, Симбирске и других городах. Когда она ехала по делам в Москву, то ей подавался отдельный вагон.
Семья Штехер-Суйковских была очень интеллигентной. Никаких физических наказаний в воспитании детей не применялось. Детей обучали музыке, живописи, иностранным языкам. Детям прививали любовь к серьезной музыке и кроме того, что их обучали игре на фортепиано, ещё и возили на концерты, и даже в Москву, в Большой театр. Для поездки в Москву всего семейства подавался отдельный комфортабельный вагон.
Ещё при жизни Гилярия Михайловича Штехера семья дружила с соседями Нестеровыми. Устраивались совместные праздники для детей. Кстати, об этом вспоминает и сам глава семьи – художник М. В. Нестеров – в своих записках (книга «Давние годы», 1986 г.).
После революции здание было перестроено внутри под многоквартирный комплекс, где проживали люди вплоть до 1968 года. Долгое время дом отапливался печами, не было централизованной горячей воды.
В 1968 году в здание было передано Детской музыкальной школе № 1 им. Н. Сабитова. Но вплоть до реконструкции дома в 2000-м году преподаватели и учащиеся занимались практически без удобств.
В 2000 году состоялась капитальная реконструкция здания. Было принято решение сохранить для будущих поколений внешний вид старинного двухэтажного здания, и вместе с тем, благодаря оригинальному архитектурному решению, удалось надстроить третий, мансардный этаж, позволивший значительно увеличить площадь школы. Уютные кабинеты, хоровой, оркестровый классы, библиотека, просторный концертный зал – всё это помогло старейшей музыкальной школе получить возможность привлечь к занятиям музыкой большее количество детей разного возраста.